Методика «Исследование кратковременной памяти»
жизни, тем легче будет •  развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый (печень, сердце)кровообращение, метаболизм нервных клетокповышают , за первые годы •  изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
– мясо и суппродукты Препараты улучшают мозговое сайтов: отложится у ребенка 
Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»
людьми, смотреть юмористические передачи.• Витамины группы В Аминалон, ноофенИнформация получена с 
мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации 
– общаться с позитивными и побочные эффекты.Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислотызадействовать память, то она ослабляется.читать ребенку. также помогают развивающие поддерживать положительный настрой с врачом! они имеют противопоказания 
2-х месяцев.тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости •  расширять кругозор. с раннего детства 
 
сбой. поэтому необходимо сознательно только после консультации 2-х недель до тренировке. пока вы ее большого количества нейронов.испытывает депрессию, то память дает 
 Данные препараты назначаются раза в день. длительность приема от – она нуждается в задействование для запоминания хорошо. А когда человек дней).в день. детям по 1-й таблетке 3 •  Память подобна мышце 
более длинным стихам. результатом тренировок становится и радость запоминается устанавливает индивидуально (в среднем 30 таблетки 3 раза •  текст. записи, пиктограммы – основное в предложении•  тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к •  поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех после еды. Длительность приема врач под языком. взрослым по 2 
Виды памяти по органам чувств
же именем.
развит.человек, похожий на знакомого.раза в день 
Таблетки для рассасывания человеком с таким 
у ребенка более уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается Принимают по 100-200 мг 2 (Экзаменационная сессия).
правильно понял». ассоциировать со знакомым 
пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия информацию, которая связана с 
и кровообращение.
периоды интеллектуального напряжения 
По времени хранения
предлогом: «Иван Петрович, если я Вас вы. затем ребенок должен •  задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит 
и торможения. Улучшают обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в имени под любым «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку в нужный момент.память. Регулируют процессы взбуждения Улучшает обменные процессы новому знакомому по текста одного размера. Первый необходимо прочитать и ее припоминание 
мозга, улучшая внимание и Глицин, глицисед, глицирампро себя. Затем обратитесь к ребенку несколько отрывков 
запоминания, улучшит сохранность информации Активируют деятельность головного Аминокислотыповторение несколько раз типа памяти предложите 
целую сеть нейронов. это облегчит процесс Фенопропил,лет препараты противопоказаны.
с внешними особенностями. Также запоминанию способствует •  для определения ведущего 
задействовать для запоминания 
средства
 
От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)
Детям до 18 легче, если связать ее 
что делатьобъекте действия. концентрация внимания позволяет Психостимулирующие и ноотропные 
месяца.• запомнить фамилию человека 
• даты рождения, даты событий пушкин• сосредоточить внимание на 
во избежание бессонницы.день. курс лечения 3 известном маршруте запомнить,числа – короткие истории.• задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.часа до сна 
3 раза в порядку на хорошо 
 
•  цифры – образы. 3-х значные диктовать запомнится.   позднее, чем за 3 Взрослым – по 1 капсуле номер телефона – расставить предметы по – история. специфичная и абсурдная.мозга и действие мл суспензии. последний прием не их кислородом.•  запомнить список или •  слуховая память. произнести 15 словосочетаний напрячься дополнительные отделы таблетки или 10 
нервных клеток и образовс утра.вы правша. Такой прием заставит 
для взрослых 2 систему мозга. препараты улучшают питание 
в виде нелепых 
перед сном повтор 
действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если 
еды. Средняя разовая доза 
Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую 
• запоминание иностранных слов 
часа. повтор 3 раза 
• не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте 
в день после 
Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба• создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.• стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 участие в запоминании.принимают 3 раза Препараты гинкго билоба• подключение эмоций –связывают в .
коры головного мозга. которые затем принимают 
Таблетки или суспензию Способ применения• метод ассоциацийдо 10. каждый образ последовательно большое количество нейронов нейромедиаторов в синапсах.Действие• развивать двигательную память.• запоминание картинок дошкольникам • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют кислот и высвобождение представители
• устный счет
пристальное вниманиемозга.клетками. Повышает обмен нуклеиновых Группа препаратовпредмет. дошколники 5-7.• факты, на которые обращалось восстановить полноценную работу усвоение глюкозы нервными 
Лекарственные средства, отпускаемые без рецептастоле, посмотреть 10 секунд, затем забрать один • образное мышление – представь себе.мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают Улучшает захват и памяти• расставить игрушки на деятельность;– условие нормального кровообращения Энцефабол, пиритинол• Медикаменты для улучшения 
закрытыми глазами.• регулярно используемый, включенный в постоянную • активный образ жизни. достаточная физическая активность 
лекарственные средства5.• тактильная память. прощупывание игрушек с  Лучше запоминается• создание образовНоотропные и гамкергические необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.• игра «кулачек — пальчик»• ейдетикалежат.3-х месяцев.не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту 
Как определить, что память плохая?
полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»интернете викиум
кратковременная память
запомнить последовательность, в которой они 2-х недель до 3.      прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть •  улучшать слаженность работы •  игровые тренировки в 6 карт попытайтесь вводят внутривенно. длительность лечения от 
40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.свежем воздухе.•  регулярные упражнениякарт. Вытяните из колоды 
 
раза в день. В стационарах препараты 
кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу активные игры на 
•  выборочная память. только то, что интересно•  запоминание последовательности игральных 
Внутрь по 150-250 мг 3 номера. Лучше, если это сделает 
 
полноценный отдых. наилучшим вариантом будут •  несобранность
 
1-2 месяца.
нейронами.
чисел, присвойте им порядковые важно обеспедить ребенку 
семье.
улучшится уже через мозге. Повышают усвоение глюкозы 2. запишите 20 двузначных четверти. в такие периоды школе, частых ссор в день память заметно обменные процессы в 
ответов.в последние недели фоне переутомления в стихи. при заучивании 2-х четверостиший в клетками. Улучшают кровообращение и 
соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных пятницу. Это особенно заметно • невроз. может развиться на память. учите на память 
импульсов между нервными предмет какому номеру на 4-6 уроке, в четверг и время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.• заучивание стихов на Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных попытайтесь вспомнить какой познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается • Асфиксия плода во первоые слова вПирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрилс предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день 
сказывается на других коры.обеденных ассоциативной связью. дом — уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте Ноотропные средствацифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число снижает память и и дополнительные отделы 
10 пар слов Способ применения1. в столбик запишите стрессами. Это состояние значительно новые ассоциативные связи 
кого-нибудь сказать вам Действиетренировка памятистрадают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать • ассоциации. прочтите или попросите представителии
информацию, но они также • освойте метод печатанья • глюкоза – Мед, шоколад, сахарГруппа препаратовв кратковременной памяти легче взрослых воспринимают 
упали спички.• Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыбаврачадольше сохранить ее нагрузок. хотя дети намного 
• спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как 
• Холин – яичный желток
Лекарственные средства, применяемые по назначению 
поступления информации позволяет 
• отдых от умственных 
глины и пластилина.
ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чайпсихостимулирующее действие.
Как улучшить память?
20 секунд после годы.достоинства, лепить из каолиновой • полифенолы – красные и черные усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и возрасте. Этот способ улучшения запоминаться в школьные вид рукоделия, различать монеты разного • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
Повторение. повторение на протяжении  В последние годы •  черепно-мозговые травмымедикаментов их действие способствуют запоминанию новой после 55 лет.
активности, ухудшением кровообращения головного 
ухудшает протекание процессов накапливаться в организме. это часто случается на состоянии памяти.часов. потребление алкоголя (более 40 г алкоголем. никотин вызывает резкое Злоупотребление энергетическими и Недосыпание. учеными доказано, что постоянное недосыпание 
крайне негативно сказываются Основные причины ухудшения информациисложности с заучиванием человеку предлагают 10 
таблица. ее можно изготовить запоминания.организма. а ретикулярная формация 
при высоком тонусе 
коры обоих полушарий.события может принимать 
Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных   | |||
новыми впечатлениями. Происходит замещение старых   | в запоминании.  | более 1000 измененных   | памяти возможно благодаря   | 
две стадии. Первая – нервные клетки удерживают   | каждому процессу памяти   |  они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:себя 4 процесса:Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной дороге не останется   | след сохраняется – информация хранится в Разделяют множество видов функционировании памяти важную •   за процедурную память   | 
этой памяти неограничен, трудности возникают не   | срок до нескольких   | пунктом для долговременной (7 предметов), информация быстро замещается • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.чувств;  | • двигательная – запоминание и воспроизведение требуется помощь невролога.исправить с помощью долго или вытесняется плохой памяти, имеют в виду, что на одном нужный момент воспроизводить После исследования сравнивают   | 
указывают. Демонстрируют второй набор   | по 10 штук   | секунд посмотреть на и самому. Лист бумаги разделяют работает в любом опухоли головного мозга  | 
• патологии нервной системыприеме различных групп   | |||
память. Тестостерон и эстроген   | ухудшение памяти происходит   | со снижением мозговой   | и химических элементов   | 
алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны   | день) также негативно сказывается   | на протяжении нескольких Курение и злоупотребление информации.информациидлительные стрессовые ситуации провалы в памяти  | 2. проблемы с сохранением 1. проблемы с запоминаниемзаписывают двухзначное число.зрительной памяти необходима внимание человека, создавая предпосылку для   | 
и общего состояния Хорошая память возможна   | при слаженной работе   | долях. В запоминании одного перегрузок.том случае, когда следы вытесняются нервных клетках, которые принимали участие молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка   | сохранение информации в нейронов. процесс запечатления проходит • торможение нервных связей.• забывание.память включает в вытесняется другими раздражителями.маршруту, то скоро на объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.кроме того в   | 
кора височной доли);произвольная  | уровне и передается   | неограниченный срок. Считается что объем оперативная – хранение на определенный фильтром и перевалочным кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен • обонятельная – запоминание запахов;  | от различных органов с ними события;или травмой. В этом случае снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно не хранится достаточно   | 
Когда говорят о запоминать, сохранять и в последовательности.просят запомнить изображения. Метод запоминания не 
Продукты для улучшения памяти
2 набора картинок Человеку предлагают 10 таблица. Ее можно изготовить 
или возрастные изменения.
будет. Причем это правило • доброкачественные и злокачественные 
Заболевания внутренних органов:
– антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при 
негативно влияет на 
Тренировка памяти
здоровых людей возрастное Возрастные изменения связанны Недостаточное питание. дефицит белка, незаменимых жирных кислот на память оказывают от алкоголя (менее 20г в 
эффект может сохраняться конечном итоге истощается.запоминание и воспроизведение деятельности в целом. Особенно страдает сохранение Стрессы. часто повторяющиеся и слово «крутится на языке»
новой информации;числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.(3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение  для изучения кратковременной коры и ориентируют 
работы подкорковых структур 
Лечение причин плохой памяти
коре полушарий.нервных клеток. Хорошая память возможна локализуется в лобных механизмом, предохраняющим мозг от торможение нервных связей. это происходит в 
ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих виде изменений в Вторая фаза запоминаниясвязей между группой 
• возбуждение нервных связей;• воспроизведение;другим путем, оставляя новый след.повторять, не пользоватья ею, то постепенно она по этому же – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к 
собой нервных клеток, секретирующих один из 
– кора головного мозга.кратковременную память — медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая непроизвольнаягенетическая – сохраняется на генном долговременная – хранит информацию на память.перегружать долговременную память. Кратковременную память считают 
органами чувств;точно воспроизводить звуки, речь;основе данных полученных эмоции и связанные 
памяти, связанное с болезнью памяти связано со данные, В памяти информация к познавательным процессам.Память – свойство нервной системы их в любой Исследование произвольной памяти. Перед тестом человека  Для исследования необходимы 
записывают двухзначное число.
зрительной памяти необходима память у ребенка будете тренировать память, тем лучше она • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
Гипоксия мозгаПрием некоторых медикаментов 
грудью. установлено, что гормон окситоцин профилактических мер, то даже У ухудшает его работу.производствах.веществами. наиболее негативное воздействие 
Почему плохая память у ребенка? (основные причины)
системы. любопытно, что полный отказ мозга и этот 
к тому, что мозг в процессов и памяти. Больше всего страдает и высшей нервной Хроническая усталость
(припоминанием) информации
сложности с освоением 
таблицу, а затем записать 
на 12 ячеек памяти используют тесты
мозга повышают тонус 
Как улучшить память ребенка?
очередь зависит от 
(умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в или целая сеть 
мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно 
информацией. забывание считается защитным Забыванию информации соответствует 
изменениями в молекулах памяти кодируется в память.
через образование нервных • закрепление нервных связей;• сохранение;жругой, образуя допожку. Новая информация проходит 
с памятью, если информацию не не пройдет повторно 
Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком совокупность связанных между 
• за долговременную память 
• за оперативную и 
в процессе запоминания:нужной информации.экзамен)кратковременной памяти, тем лучше долговременная отсеивается бесполезная информация, что позволяет не только что воспринятое • слуховая – помогает сохранять и • образная – память на образы, которые сформировались на • эмоциональная – память на пережитые 
составляет резкое ухудшение Чаще всего ухудшение возникают трудности: человеку сложно запомнить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят 
памяти.секунды каждую, затем просят вспомнить Исследование непроизвольной памятчисла, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.(3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение  Для изучения кратковременной памяти работает, будь то Плохая набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы 
• нейросифилисспособно кумулироваться.информации.Беременность и кормление мозга. Если не принимать в мозге и у людей, работающих на вредных Интоксикация организма вредными в день) вызывает интоксикацию нервной сужение сосудов головного стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит на 30% снижает эффективность мыслительных на состоянии памяти памяти (причина – механизм развития патологии)3. проблемы с воспроизведением на память;секунд посмотреть на 
и самому. лист бумаги разделяют  для определения объема 
и лимбический отдел 
коры головного мозга. Он в свою Действия, доведенные до автоматизма 
участие один нейрон зонах коры головного данных более актуальной 
воспроизведение информации
рнк. Долговременная память обеспечивается 
закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной 
возбуждение, что обеспечивает кратковременную 
соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит 
Приемы легкого запоминания
• образование нервных связей;• запечатление;нервной клетке к 
следа. Так же и памяти. Но если машина памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой 
– миндалевидное тело, мозжечок и кора;различные структуры мозга:по участию воли с хранением, а с припоминанием дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам памяти, следовательно, чем больше объем новыми данными. На этом этапе  мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;сложных;• словесно-логическая – запоминание смысла речи;
тренировок. Более серьезную проблему 
новыми фактами.или нескольких этапах информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить эффективность двух видов картинок по 3 
9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно
