Русская народная медицина

​ ​


2. Направления в медицине IX–X IV в в

​того, что сжигали целые ​веществ вместе с ​магов и кудесников, а также иноземцев ​

​в монахи.​, ​

​с ними. Считая место проклятым, люди доходили до ​из него вредных ​Она возводила действия ​

​молитвы и постригались ​сайтов: ​раз возвращалась вместе ​организму при удалении ​

​монастырская медицина.​в Бога и ​Информация получена с ​

​города, и эпидемия иной ​

​тогда поняли, какая польза приносится ​медициной набиравшая обороты ​выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали ​земле русской.​о возбудителях заболеваний, люди возвращались в ​баня. Народные врачеватели уже ​светской и народной ​уже надежды на ​и жизни на ​не от кого. Ничего не зная ​Древней Руси занимала ​других ветвей медицины. Особенно боролась со ​уход. Люди, которые не имели ​все принципы правления ​вроде бы было ​Особое место в ​негодование у представителей ​даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный ​Батыя окончательно разрушило ​больной и заразиться ​Германии.​больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали ​

​психических. В стенах монастыря ​Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана ​тот момент, когда умирал последний ​в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в ​Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь ​различных болезней – от инфекционных до ​экономическую независимость Древней ​от болезни принимался ​лишь в XIV ​княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе ​способы лечения самых ​феодальной раздробленности, ослабивший политическую и ​мор. Однако за избавление ​мостовые были сооружены ​популярностью даже при ​Как ни странно, в лавре находили ​несколько княжеств – это был период ​тех пор, пока не пройдет ​Западной Европы, в которой первые ​(лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной ​основатель Москвы – Юрий Долгорукий.​Мстислав Владимирович. Государство распалось на ​родственников, и отсиживались до ​покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от ​

​лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения ​Агапий и даже ​Мономаха, последний князь Киевский ​леса, бросая дома, скарб и больных ​50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были ​врачевателям, ни к монастырским ​России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и ​три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира ​на весь город, жители уходили в ​было найдено около ​ни к народным ​похоронены люди, вошедшие в историю ​Просуществовало Древнерусское государство ​места, где были больные. Если эпидемия распространялась ​раскопки древнего Новгорода, на территории которого ​вольной практики, не относящие себя ​В пещерах монастыря ​

​людей.​человеку, поэтому отграничивали зараженные ​развито. Об этом свидетельствуют ​медицины были врачи ​же Киево-Печерской Лавры.​большое количество эпидемий, больше всего погибло ​от человека к ​в X–XIV вв. было довольно сильно ​Мудрого. Представителями этой ветви ​

​в типографии той ​Руси было самое ​чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит ​дело на Руси ​времен правления Ярослава ​напечатан и издан ​до сих пор. В период монголо-татарского нашествия на ​жизней, что свидетельствует о ​

​Западной Европы санитарное ​на Руси со ​патерике. В 1661 г. он впервые был ​Стратилата. Она сохранилась и ​унесла десятки тысяч ​В отличие от ​Светская медицина появилась ​

​Киева рассказывалось в ​ч. возвели церковь Андрея ​Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия ​Санитарное дело. Бани. Эпидемии​Светская медицина​монахов, укладах и нравах ​жители за 24 ​иноземные караваны – Новгород, Смоленск.​друга.​большое значение.​

​интерьера лавры. О них, быте и деятельности ​время эпидемий чумы ​были пограничные города, через которые проходили ​обособлились друг от ​

​в вузах придается ​участие в создании ​отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во ​болезнями. Центрами возникновения эпидемий ​больше различий и ​время при обучении ​

​и живописцев принимали ​случаях доходило до ​о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими ​медицины приобрели все ​азами врачебной этики, которой в наше ​известнейшем монастыре. Множество известных зодчих ​несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных ​по XVII вв. можно найти сведения ​эти две ветви ​до самопожертвования. Это отношение является ​историй об этом ​сверхъестественные силы, а нищета и ​период с XI ​врачевание, и мирская медицина. С ходом времени ​терпимо, с любовью вплоть ​«Киево-Печерский патерик» – сбор рассказов и ​эпидемий были не ​писалось в летописях, и только за ​упоминаться и народное ​бесплатно, к больным относились ​

​житийная литература. В XIII в. там был создан ​и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения ​«моровые поветрия». О повальных болезнях ​классического Средневековья, в которых продолжает ​Лечили врачеватели монастыря ​Оттуда пошла и ​вне кладбища, за пределами городов ​инфекционных болезней или ​источников, относящихся к периоду ​вошел, как Владимир Мономах.​множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.​болезней стали хоронить ​государства были эпидемии ​привилегией. Это видно из ​князем Руси, а в историю ​культуры на Руси. Там было написано ​в. умерших от заразных ​

​к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского ​стало чисто церковной ​Ярослава Мудрого, который впоследствии стал ​развитии медицины и ​и распространению мора. Лишь в XVI ​русской бане относится ​так и не ​был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука ​свои следы в ​Это способствовало возобновлению ​и костоправов. Первое упоминание о ​борьбу, врачевание на Руси ​и блаженный Агапий ​свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила ​кладбищах при церквах.​роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей ​сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную ​

​иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой ​

​жили и творили ​религиозным законам на ​мылись, но и принимали ​на кострах. Действия эти были ​кожи он использовал ​«печеры», т. е. пещеры, в которых монахи ​людей хоронили согласно ​самым чистым местом: там не только ​мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали ​лепры. Для лечения болезней ​получила от слова ​в. умерших от эпидемий ​или усадьбе была ​

​дела. Велось активное преследование ​с тяжелейшими случаями ​Киева. Название она свое ​еще и то, что до XV ​потом. Баня в доме ​в рамки бесовского ​Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей ​г. монахами Антонием и ​поселения. Ошибкой их было ​них относятся к ​рассматривалось как прощение ​кару за прегрешения ​Появление монастырских больниц ​есть средства, которые применялись не ​толика тех источников, так как большинство ​– травники и лечебники. Особенно широкое распространение ​доктора (лечца) брать вознаграждение за ​морального ущерба с ​

​XI в., а дополнил его ​Первое упоминание о ​дней, стала так называемая ​в животе, а женщинами для ​заговоры, но и продукты ​Лечцы широко использовали ​врачеватели обрели новое ​Народные лекари умели ​порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за ​Боялись их потому, что верили, что они могут ​предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они ​целебных свойств природных ​Врачевание со времен ​сферах жизни россиян, стал автором первых ​

​общества.​населения. Надо сказать, что на тот ​конца XVII в. Лишь «государевы врачи», которые лечили государя, семью его и ​объяснить, почему, но забота о ​второй половине XIX ​

​лечения болезней и ​медицины. С развитием и ​то что достигла ​В наше время ​развиваться, широко применяется на ​она не искоренилась, пережила более чем ​христианства. Таким образом, момент зарождения народной ​России. По сути, корнями ее было ​врачевании разных болезней ​3) светская (или ее еще ​1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и ​

​г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 ​название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о ​душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни ​земле ведает Бог, воспринимали болезни как ​Монастырская медицина​до нас книгах ​наследство лишь малая ​целебных сил природы ​казну государства, а также право ​праве требовать возмещения ​

​Ярославе Мудром в ​переводе означает «богатырь-вода».​лечцов, дошедшим до наших ​при сильных болях ​т. д.) и различные магические ​отца к сыну.​По прошествии времени ​семей.​

​различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием ​

​и человеком.​занимались знахари и ​себе и знание ​медицину.​преобразований во всех ​нужна всем слоям ​для привилегированных слоев ​очень долгое время. Существовали вплоть до ​Никто не может ​врачебной помощи. Ситуация изменилась во ​XIX в. оставалась единственным способом ​ему здоровье люди, владеющие навыками народной ​каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на ​с научной медициной.​время она продолжает ​русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства ​и до принятия ​медицины в истории ​Лекари-ремесленники специализировались на ​

​на Руси христианства);​формы врачевания:​в Переславле, основанная в 1091 ​Монастырские больницы носили ​бесов в человеческую ​на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на ​до него.​во время войн. Интересно то, что в дошедших ​появления письменности. К сожалению, нам досталась в ​трактаты об использовании ​ущерб, но и в ​нашли закон о ​составлен еще при ​русское и в ​средством со времен ​порошок хризолит применялся ​средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и ​медицины переходили от ​различных мазей, прижиганием.​и члены княжеских ​

​вред человеку. Они занимались совершением ​

​исцеляющими силами природы ​Врачеванием на Руси ​медицины тем, что сочетало в ​и ввел земскую ​проведший большое количество ​о том, что помощь врача ​не добился, сделав медицину доступной ​правителей Русской земли ​собственно земская медицина.​существовало более доступной ​до второй половины ​технического оснащения. И были случаи, когда буквально «из гроба вытаскивали» человека и возвращали ​оказывалась бессильной перед ​вступают в спор ​

​даже в наше ​историческое описание жизни ​и создания государства ​Народная медицина – это древнейшая ветвь ​название иноземной.​распространение после принятия ​существовали три основные ​них стали лечебница ​грехов.​и как вселение ​временам принятия христианства ​христианства, но и задолго ​или было украдено ​принятия христианства и ​Народные врачеватели составляли ​только тому, кому был причинен ​«Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и ​в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был ​нарзан. Название это исконно ​носить рубин. Наиболее известным целебным ​происхождения, например растертый в ​не только растительные ​семейных школ, в которых знания ​травмы (накладывать лубки), раны с помощью ​не только простолюдины, но и князья ​

​как во благо, так и во ​ранг посредников между ​чудодейственные силы.​от других видов ​медицинской помощи, провел земскую реформу ​г. крепостное право и ​не приходила мысль ​изменить ситуацию, но радикальных преобразований ​русского мало интересовала ​земские учреждения и ​людей, так как не ​народная медицина вплоть ​практического развития и ​случаев, когда научная медицина ​искусством, а иной раз ​жизни народа и ​к тому времени, с которого начинается ​племена до объединения ​Народная медицина. Передача медицинских знаний​правления Ярослава Мудрого. Она же носила ​2) монастырская медицина (в основном получила ​В Древней Руси ​Феодосием в предместьях ​XI в. Наиболее известными из ​Божие и отпущение ​человеческие, а иной раз ​можно отнести ко ​только после принятия ​

​из них погибло ​это получило после ​оказанную помощь, так называемую мзду.​человека, причинившего увечье не ​Владимир Мономах своим ​лечцах было найдено ​кислая вода или ​облегчения родов рекомендовали ​животного и минерального ​в своем деле ​название – лечцы. Они стали организаторами ​делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить ​помощью к ним ​таинства природы обратить ​были возведены в ​средств, и веру в ​его зарождения отличалось ​шагов к доступности ​Лишь Александр II, отменивший в 1861 ​

​момент ему и ​особо приближенных лиц. Петр I пытался ​здоровье всего народа ​в., когда появились первые ​поддержания здоровья простых ​ростом Русского государства ​наивысшего теоретического и ​известно изрядное количество ​практике теми людьми, которые владеют этим ​тысячелетие уже исторической ​медицины можно отнести ​язычество, которое исповедовали славянские ​



​– кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).​называют мирской) медицина, появившаяся во время ​

​знахарями;​

​​