Синдром гиперестезии


ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРЕСТЕЗИЯ?

Синдром гиперестезии — это боль (ее называют нейропатической болью). Боли при гиперестезии вызваны повреждениями или заболеваниями соматосенсорной нервной системы.

Соматосенсорная нервная система — это часть нервной системы, которая отвечает за осознанное восприятие прикосновений, давления, температуры и так далее. Нейропатическая боль включает различные симптомы, которые могут проявляться по-разному у разных людей.

Две наиболее распространенных формы гиперестезии — это аллодиния и гипералгезия. Аллодиния — это ощущение боли в ответ на стимулы, которые в норме боли не вызывают. Например, если вы чувствуете боль во время умывания лица и так далее. Гипералгезия — это повышенное чувство боли в ситуациях, когда другие люди чувствуют гораздо меньшую боль.

Необычно высокая чувствительность может быть связана с прикосновениями, звуками, зрительными стимулами, вкусами или запахами. Если гиперестезия относится только к одному чувству, то она называется в соответствии с этим чувством — тактильная гиперестезия, слуховая гиперестезия и так далее.

Повышенная чувствительность любой из пяти сенсорных систем (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие) может вызвать боль.

В большинстве случаев симптомы гиперестезии являются галлюцинаторными — это значит, что, например, люди со слуховой гиперестезией испытывают боль в ответ на звук, но это лишь иллюзия. Возможное объяснение в том, что гиперестезия вызвана повреждениями сенсорных нервов периферической нервной системы (периферической нейропатией), и это вызывает ошибочные болевые ощущения.

В тяжелых случаях заболевание может привести к воспалению нервов и эпилептическим приступам.

КАК ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТСЯ ГИПЕРЕСТЕЗИЯ ПРИ АУТИЗМЕ?

Исходя из этих критериев, сенсорный опыт аутичных людей может выключать повышенную чувствительность к внешним стимулам, что также связано с опытом гиперестезии. Поскольку аутизм — это широкий спектр, этот опыт может быть очень разным.

К сожалению, практически нет научных исследований о гиперестезии при аутизме. Если родители подозревают, что проблемы их ребенка могут быть связаны с гиперестезией, то им необходимо обратиться к квалифицированному неврологу за диагностикой.

Подходы к лечению гиперестезии

Существуют несколько подходов к лечению гиперестезии, которые могут помочь аутичным детям и взрослым.

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия — это вид психотерапии, который доказал высокую эффективность для улучшения качества жизни и функционирования людей с разными состояниями. КПТ связана с изменением закономерностей в мышлении и новой оценкой реальности.

В рамках когнитивно-поведенческой терапии был разработан метод, который называется «сенсорное переобучение». Он может помочь людям, страдающим от гиперестезии.

Сенсорное переобучение — это техника помощи людям с повреждениями нервов и аномальными сенсорными реакциями. Она помогает людям научиться по-новому интерпретировать нервные импульсы во время измененного сенсорного опыта.

СПЕЦИАЛИСТ ПО КОНТРОЛЮ БОЛИ

Специалисты по контролю боли разрабатывают индивидуальный план для людей с хроническими болями в зависимости от того, от какого типа боли страдает человек.

Обычно это психиатр или психотерапевт, прошедший дополнительное обучение по управлению болью, то есть по работе с пациентами с хронической болью. Такой специалист не лечит причину болевых ощущений. Цель такого специалиста облегчить, уменьшить или научить человека контролировать боль так, чтобы минимизировать ее влияние на повседневную жизнь.

ЭРГОТЕРАПИЯ

Цель эрготерапии — помочь ребенку или взрослому лучше регулировать свой сенсорный опыт благодаря различным физическим занятиям.

При гиперестезии эрготерапевт может использовать такой подход, как терапия сенсорной интеграции. В рамках этой терапии специалист подбирает подходящую сенсорную стимуляцию в рамках структурированных и повторяющихся занятий, чтобы помочь ребенку интегрировать свой сенсорный опыт и начать реагировать на него по-новому. В основе этого подхода лежит идея о том, что мозг может постепенно адаптироваться к сенсорным ощущениям, которые раньше вызывали негативную реакцию, и тогда реакции человека изменятся.

ПОМОЩЬ НЕВРОЛОГА

Консультация невролога — это первый шаг в диагностике любых состояний, связанных с аномальными реакциями нервной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Видео-практика

Видео-практика

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Что такое сертификация? — Добровольная сертификация – это возможность педагогам-практикам официально подтвердить высокий профессиональный уровень.
Как проходит сертификация? — Слушаителю нужно правильно ответить на 80% вопросов теста.
Что выдается? — Слушатель получает официальный сертификат о соответствии профстандарту Педагог-практик.

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Какие курсы? — один курс, независимо от темы, часов и стоимости (кроме авторского)
Сколько раз? — Повысить квалификацию вы можете в любой момент один раз, пока действует карта.
Нужно ли доплачивать? — Нет. Цена карты полностью включает в себя все услуги, в том числе и любую стоимость курса.

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Основные лекции — тематические видеозаписи лекций по Вашей профессии.
Дополнительные лекции — лекции по родственным профессиям для расширения кругозора.
Как смотреть?
Пособия к видеозаписям — медодические пособия от лектора к каждой видеозаписи лекции.
Сертификаты и вкладыши — сертификаты участника о прослушивании лекций и вкладыш с программой лекции.

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборка будущих лекций — предстоящие лекции, объединенные в общую тему
Подборка видеозаписей лекций — видеозаписи прошедших лекций, объединенные в общую тему
Итоговый сертификат — по каждой теме подборки выдается итоговый сертификат о прослушивании курса на 36 ак. часов

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Документы для аттестации — подборка необходимых документов для успешного прохождения аттестации
Знания для аттестации — предоставление информации для успешного прохождения аттестации
Соответствие документов — все предоставляемые документы соответствуют требованиям, установленными нормативно-правовыми актами для аттестации.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Присутствие на занятиях — подключение к онлайн-кабинету, в котором в реальном времени наш логопед занимается с ребенком.
— вы просматриваете видеозаписи проведенных занятий от первичной диагностики до выпуска ученика. Сертификат практиканта — получение сертификата о прохождении логопедической практики.

Практика

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Супервизия — посещение онлайн-кабинетов, в которых разбираются увиденные занятия с нашими учениками и логопедами. Доступно 20 раз в месяц по 60 минут.

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставничество — посещение онлайн-кабинетов с нашими наставниками, в которых Вы разбираете свои занятия со своими учениками. Доступно 16 раз в месяц по 60 минут.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Обучение работать дистанционно — посещение обучающих лекций, посвященных организации дистанционных занятий.
Онлайн-кабинет — рабочий веб-кабинет, специально предназначенный для занятий логопеда со своими учениками.
Сопровождение онлайн-логопеда — посещение онлайн-кабинетов с наставниками, в которых разбираются все рабочие моменты. Доступно 12 раз в месяц по 60 минут.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Что такое сертификация? — Добровольная сертификация – это возможность педагогам-практикам официально подтвердить высокий профессиональный уровень.
Как проходит сертификация? — Слушаителю нужно правильно ответить на 80% вопросов теста.
Что выдается? — Слушатель получает официальный сертификат о соответствии профстандарту Педагог-практик.

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да



Психическая гиперестезия — болезненное обострение элементарной чувствительности. Иногда удается установить, что усиление касается лишь одного компонента ощущений — эмоционального или рецептивного. В первом случае пациенты подчеркивают неприятный, раздражающий оттенок ощущений, во втором в первую очередь они отмечают повышение интенсивности ощущений. Чаще, пожалуй, усиливаются оба эти компонента. В тех нередких случаях, когда гиперестезия сопровождается отчетливой реакцией страдания, следует, по-видимому, констатировать факт болезненной психической гиперестезии — по аналогии с болезненной психической анестезией.

Нередко пациенты сообщают об усилении лишь некоторых субмодальностей соответствующих ощущений. Встречаются жалобы, в которых фигурирует возрастание интенсивности одних ощущений (или субмодальностей) и одновременно притупление других. Например: «Тихие звуки воспринимаются громче обычного, а громкие, наоборот, они как бы пролетают мимо ушей… Свет такой яркий, что режет глаза, а звуки слышу как на отдалении». При интоксикационных психозах нередко преобладают явления гиперестезии внешних ощущений, при эндогенных — в сфере соместезии. Отмеченная диссоциация в первую очередь затрагивает, видимо, реципрокные ощущения и их модальности. Полагаем, что подобные симптомы следовало бы обозначить специальным термином, таким, например, как феномен парадоксальной чувствительности. Укажем следующие проявления психической гиперестезии.

Психическая гипералгезия — обострение болевой чувствительности. Наблюдается при разных болезненных состояниях и имеет, по-видимому, различную природу. Так, у пациентов с легкой депрессией нередко появляются или обостряются разнообразные боли, как острые, так и хронические, локализованные в различных частях тела. Такого рода боли часто не имеют какой-либо анатомической основы и возникают, по-видимому, в связи с вегетосоматическими расстройствами и гиперактивацией механизмов самовосприятия. Иногда при этом «оживают» прежние, как бы забытые боли. Это, например, боли в местах старых переломов и ранений. Депрессивную гипералгезию Н.Петрилович описал под названием алгическая меланхолия. С углублением депрессии гипералгезия сменяется аналгезией. Явления гипералгезии в виде рецидива ранее наблюдавшихся при соматических болезнях болей нередко бывают во время опийноморфинной  интоксикации.

Некоторые пациенты с хроническим болевым синдромом используют боль как средство давления на окружающих, подчинения их себе. Такие пациенты и в самом деле становятся тиранами в семье. Известны случаи, когда такие пациенты пытаются подчинить своей воле и врачей, всякий раз торжествуя при их тщетных попытках устранить боль с помощью медикаментов — синдром убийства корифеев. Желательность боли может быть связана также с тем, что боль дает пациенту возможность беспрепятственно пользоваться наркотиками. Боль как эффективный способ самонаказания за грехи всегда была востребована святыми и мучениками церкви. Сексуальным мазохистам боль до известных ее пределов важна как необходимый элемент интимной стороны их жизни. Другими словами, человек не был бы таковым, если бы не нашел смысла и применения боли в своих интересах.

Никталгия или гипноаналгезия проявляется усилением болей во время сна. Утренние боли — это боли депрессивных пациентов с суточными колебаниями настроения, когда симптомы депрессии усиливаются в утренние часы. Вечерние боли наблюдаются при депрессии, если ее проявления нарастают в часы заката солнца или ближе к ночи. Акинезией болезненной называют состояния обездвиженности от боли, которая усиливается при движении. Этот симптом описан при истерии, эндогенной депрессии, шизофрении (Мебиус, 1891).

Психическая гиперопсия 

Психическая гиперакузия — болезненное обострение слуховых ощущений. Обычные по интенсивности звуки кажутся пациентам невыносимо громкими, оглушающими, вызывающими раздражение и даже физическую боль: «Не переношу шума, стуков, звуков разговора, они мучают меня, я мечтаю о полной тишине… Звуки буквально бьют по мозгам, проникают в череп, голова, кажется, от них вот-вот расколется… Резко обострился слух. Слышу, как топает кошка, часы бьют, как кувалдой. Слышу даже, как шуршит мышь в норе и как по крыше скачет воробей. Шум за стеной изнуряет, не знаю, как от него отвлечься. Стал слышать, как храпит сосед этажом выше, а если там бегает ребенок, меня это просто изводит… Никогда не думал, как много в ночи разных звуков, раньше я не слышал их, а теперь не могу понять, что это за звуки». Психическая гиперакузия может сочетаться со слуховой агнозией и при сыпном тифе — феномен Боткина .

Психическая гипергевзия — болезненное обострение вкусовых ощущений. Часто бывает избирательной, т. е. касается отдельных субмодальностей вкусовой чувствительности. Нередко вкус и даже вид пищи вызывают отвращение, сопровождающееся тошнотой, а порой и рвотой. Бывает и обратная картина, когда вкусовые ощущения доставляют необычное удовольствие, вплоть до наслаждения.

Психическая гиперосмия — болезненное обострение обонятельной чувствительности. Нередко бывает весьма избирательным и сочетается с гипергевзией. Запахи не только воспринимаются очень резко, но и сопровождаются различными эмоциями, как негативными, так и позитивными. Это указывает на преобладающий фон настроения. Приподнятость настроения сочетается с приятным эмоциональным сопровождением запахов, депрессии обычно сопутствуют неприятные эмоции: «Не переношу запахов табака и перегара, меня от них воротит… Не могу ездить в машине, меня тошнит от запаха бензина… Мне кажется, что от психически больных так сильно пахнет чем-то очень неприятным, что в толпе я могу определить кого-то из них… Совершенно не переношу запах одеколона, мне становится дурно… Я не пробую суп или борщ на соль, я определяю по запаху, достаточно ли в них соли… Мне очень нравится, как пахнут девушки, это ощущение чего-то весеннего и радостного».

Психическая гипернафия — болезненное обострение ощущений осязания. Может касаться разных тактильных субмодальностей: «Одежда буквально впивается мне в тело, давит, стесняет, жмет… Чувствую малейшее движение воздуха… Я чувствую перед дождем, как тянет сыростью… Не выношу, когда ко мне прикасаются, даже вздрагиваю… Не могу расчесываться, до волос больно дотронуться… Слышу руками хрип в легких у дочери».

Психическая гипербарестезия — болезненное обострение ощущений давления и веса: «Тело тяжелое, будто свинцовое… Навалилась такая тяжесть, будто сверху груз какой положили… В руках и ногах такая тяжесть, что я с трудом ими двигаю… Ведро воды стало страшно тяжелым, не верится, что раньше я шутя поднимала кое-что и тяжелее… Сняла цепочку, она так сильно давит, что делается больно».

Психическая гипербатестезия — болезненное обострение кинестетических ощущений: «Чувствую, как двигаются глаза, шевелятся волосы… Двигаться стало тяжело, едва переставляю ноги». Некоторые пациенты улавливают идеомоторные акты: «Только подумаю что-то сделать, как сразу чувствую, что тело приходит в движение… Еще только собираюсь что-то сказать, а язык уже шевелится». Многие пациенты сообщают о том, что не могут долго оставаться в покое, так как вскоре начинают чувствовать ломоту, тянущие ощущения в мышцах, какой-то дискомфорт, желание поменять  позу.

Психическая гиперстатестезия — болезненное обострение статического чувства. Многие пациенты жалуются, например, на «головокружения» в голове, на ощущения покачивания при ходьбе, легко появляющееся чувство потери равновесия, например при повороте или подъеме головы, наклонах тела. Ощущается даже незначительное ускорение движения в автобусе, поезде, не говоря уже о легковом транспорте, самолете.

Психическая гиперпаллестезия — болезненное обострение ощущений вибрации:

«Чувствую телом, как от шума дребезжат оконные стекла… Сначала чувствую, что едет машина, а уж потом слышу шум мотора… Внутри все трясется, как холодец… Дрожит все внутри, трепещет, будто волнами перекатывается… Пульс молотком стучит в висках и отдает во всем теле… Сердце бьется тяжело, сильно, ударяет, как кувалдой». Усиление внутренних ощущений С.С.Корсаков описал под названием несоразмерные восприятия.

Психическая гипертерместезия — болезненное обострение температурной чувствительности: «Кажется, горю вся, а температура нормальная… На расстоянии чувствую, что у ребенка поднялась температура… Мерзну вся, летом одеваюсь во все теплое, а согреться не могу,  мне все равно холодно». Бывает и так: «Весь горю и в то же время замерзаю…   Я чувствую, что холодная вся, потная, а внутри жар, там горячо. Или горю вся, красная, а внутри холод, там замерзаю. А температура нормальная».



Информация получена с сайтов:

, ,